Новости

Престольный праздник, октябрь 2019

Гимназия Святителя Василия Великого объявляет о старте стипендиальной программы Константина Малофеева

. Гимназия Святителя Василия Великого объявляет о старте стипендиальной программы Константина Малофеева – всероссийского конкурсного отбора стипендиатов на 2019/2020 год среди учащихся 8-11 классов для бесплатного обучения в ведущей православной частной аккредитованной гимназии с углублённой подготовкой к поступлению в престижные отечественные вузы.

Стипендия основателя Гимназии Константина Малофеева будет предоставлена 40 самым одарённым школьникам со всей России, что обеспечивает поступление в гимназию без вступительного взноса, бесплатное обучение по общеобразовательной программе, посещение кружков и секций, четырёхразовое питание и при необходимости проживание в пансионе.

В конкурсном отборе на соискание стипендии, который продлится до 30 апреля 2019 года, смогут принять участие ученики 8-11 классов со всей России. Для этого необходимо заполнить заявку на официальном сайте Гимназии Святителя Василия Великого, предоставив портфолио о предыдущем опыте обучения и достижениях ребёнка, успешно сдать четыре вступительных экзамена, запланированных на начало мая 2019 года, и пройти собеседование.

Условием получения стипендии Константина Малофеева являются гражданство Российской Федерации, православное вероисповедание, успеваемость на «отлично» и «хорошо», дополнительным преимуществом является наличие у соискателя статуса победителя или призёра Всероссийской олимпиады школьников и иных конкурсов и олимпиад.

Гимназия Святителя Василия Великого учреждена по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II российским меценатом Константином Малофеевым в 2006 году.

 

В Гимназии Святителя Василия Великого предлагается углублённое изучение английского, второго иностранного и древних языков. Это учебное заведение является авторизованным центром по подготовке к международным Кембриджским экзаменам – ежегодно более 100 гимназистов подтверждают высокий уровень владения английским языком. Кроме того, гимназистам доступен богатый выбор программ дополнительного образования: спортивные секции, музыкальная и художественная студии, языковые и научные кружки.

 

Преподавательский состав: 11 кандидатов наук и 35 учителей с высшей квалификационной категорией. Среди учителей Гимназии – победитель всероссийского конкурса «Учитель года 2017» Иван Смирнов. На каждого педагога приходится 5 гимназистов, а в классе учится не более 16 человек, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ученику.

 

В 9-м классе гимназисты выбирают один из четырёх профилей: «Альфа» (экономика); «Бета» (политика и право); «Гамма» (естественные науки); «Дельта» (филология), что обеспечивает углублённое изучение предметов, необходимых для поступления.

Подробнее о стипендиальной программе: http://www.vasiliada.ru/students/stipendialnaya-programma/

Справки: novoselova@productionru.com, +7 (910) 468-17-32, Надежда Новосёлова

— 

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
+7 (495) 781-97-61



Митрополит Иларион: Проект украинской автокефалии провалился по многим параметрам

 

Москва, 2 марта. Константинопольский Патриархат претендует на ряд храмов и объектов недвижимости на Украине, рассказал митрополит Иларион в программе «Церковь и мир»: «Существовал целый список этих объектов, включающий около 30 наименований — это и храмы, и монастыри, и здания, в том числе, в центре Киева».

 

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата прокомментировал появившуюся в СМИ информацию о том, что украинский президент пообещал Константинопольскому Патриархату храм Спаса на Берестове, где находится могила основавшего Москву великого князя Юрия Долгорукого. «Каким образом сейчас будет продолжаться торг между украинской властью и Константинополем, я не знаю. Думаю, что для украинской власти Константинополь стал неинтересен после того, как он выполнил свое дело и предоставил так называемый «томос об автокефалии» главе раскольников», — заметил митрополит Иларион.

 

Однако вряд ли невыполнение руководством Украины взятых на себя обязательств побудит Константинополь «повернуть назад» и отозвать томос, полагает митрополит Волоколамский Иларион: «Это невозможно будет сделать, сохранив лицо — очень уж много было выпущено пара по этому случаю, много было всякой риторики, связанной с якобы имеющимися у Константинополя особыми правами. Теперь вряд ли Константинополь пойдет на то, чтобы отыгрывать все назад. Даже отсутствие видимой поддержки со стороны Поместных Православных Церквей не останавливает его от того, чтобы продолжать идти тем путем, по которому он начал идти немногим менее года назад, когда объявил о создании «украинской автокефальной церкви»».

 

Председатель ОВЦС констатировал, что этот проект провалился по многим параметрам: во-первых, потому что большинство православных верующих Украины не присоединилось к легализованной раскольничьей группировке, которая создана из двух бывших раскольничьих группировок, а во-вторых, потому что Поместные Православные Церкви не поддержали это беззаконие.

 

«Сейчас существует на бумаге, подписанной Константинополем, некая «Православная церковь Украины», но большинство православных верующих Украины, несмотря на гонения, на давление со стороны украинской власти, продолжают ходить в каноническую Церковь, возглавляемую Блаженнейшим митрополитом Онуфрием. И Поместные Православные Церкви поддерживают именно эту Церковь», — резюмировал архипастырь.

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
+7 (495) 781-97-61

Сформулирована официальная позиция Сербской Православной Церкви по церковной ситуации на Украине

Бюро печати и массовой информации Сербской Православной Церкви распространило заявление, где, в частности, подчеркивается, что единственной Церковью, которую Сербский Патриархат знает и признаёт на Украине, является каноническая Украинская Православная Церковь во главе с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием. Вторжение Константинопольского Патриархата на территорию Русской Церкви в документе характеризуется как неканоничное, а созванный при участии Константинополя «объединительный собор» назван разъединительным и разделительным лжесобором, «еще глубже выкопавшим ров отчуждения и распада общества несчастной страны Украины». Сербским иерархам и священнослужителям рекомендовано воздерживаться от литургического и канонического общения не только с «предстоятелем» новосозданной «ПЦУ» и иже с ним, но также с сослужащими и имеющими с ними общение архиереями и клириками. Сербская Православная Церковь также просит Патриарха Константинопольского пересмотреть принятые им решения, дабы восстановить «благословенный мир и единство Поместных святых Божиих Церквей».

 

Текст документа ниже приводится полностью.

Сербская Православная Церковь уже в ноябре прошлого года первой среди автокефальных Православных Церквей отреагировала официально, на самом высоком уровне (Архиерейский Собор), на намерения Константинопольского Патриархата самочинно и самовластно, в качестве «первого без равных» (primus sine paribus), а не «первого между равными» (primus inter pares), «вязать» и «решить» церковные проблемы на украинской земле, и просила не делать этого, но по-настоящему помочь решению кризиса в братском диалоге с Русской Православной Церковью и советуясь с остальными Церквами.

К сожалению, голос Сербской Церкви остался «гласом вопиющего в пустыне»: из Константинополя никакого ответа не последовало — только гробовое молчание. Потом Священный Синод Сербской Церкви обратился к Константинополю с новым призывом не спешить, а действовать в духе соборности, братской любви и ответственности не только за Церковь на Украине, а и за единство Православия в целом. Реакция была такой же — гробовое молчание. Затем Святейший Патриарх Сербский в Салониках лично устно умолял Патриарха Константинопольского о том же самом — к сожалению, с тем же результатом. Нужно отметить, что Сербская Церковь о своей позиции и о своих шагах каждый раз информировала все поместные Церкви-Сестры.

После всего, что Константинопольский Патриархат сделал в Киеве — а Киев, как известно, «мать городов русских» — позиция Сербской Церкви, также официально сообщенная всем Поместным Православным Церквам, следующая.

  1. Сербская Православная Церковь не признаёт неканоническое «вторжение» Святейшего Патриарха Константинопольского на каноническую территорию Святейшей Русской Церкви, поскольку Киевская митрополия ни в малейшей степени не может быть отождествлена с сегодняшней «Украиной», включающей и десятки иных церковных епархий. Она была передана в 1686 году Московскому Патриархату, что можно заключить из документов Константинопольского Патриарха Дионисия IV, из решений его преемников, из выходивших с тех пор официальных «Тактиконов», «Синтагматиев», «Диптихов», «Календарей» и «Ежегодников» не только других Церквей, но и самого Константинопольского Патриархата и даже из личных заявлений и высказываний сегодняшнего Константинопольского Патриарха, сделанных до апреля прошедшего года.
  1. Одновременно Сербская Православная Церковь не признаёт в качестве «Автокефальной Церкви Украины» провозглашенную, но с канонической точки зрения не существующую, а на деле насильно навязанную, искусственную «конфедерацию» украинских раскольнических группировок (уже снова рьяно противоборствующих друг с другом и неудержимо идущих к разделению). Раскольники остались раскольниками. Единожды раскольник — раскольник навсегда, за исключением случаев искреннего обращения и глубокого покаяния. Единственной Церковью, которую Сербская Церковь знает и признаёт, является каноническая Украинская Православная Церковь во главе с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием.
  1. Далее, Сербская Церковь не признаёт неправильно названный «объединительным» Киевский «собор», в котором не принял участия ни один архиерей канонической Украинской Православной Церкви (поскольку днём ранее Святейший Патриарх Варфоломей принял в свою Церковь Александра Драбинко и митрополита Винницкого Симеона, к тому же без канонической отпустительной грамоты из их Церкви). Сцены, вся окружающая обстановка и закулиса этого странного сборища, чтобы не выразиться более жестко, известны, более или менее, всем. Речь, по существу, идет о антиобъединительном, разъединительном и разделительном лжесоборе, еще глубже выкопавшем ров отчуждения и распада общества несчастной страны Украины. По всем этим причинам Сербская Церковь считает его решения антиканоническими, недействительными и, следовательно, нисколько не обязательными для неё.
  1. Сербская Церковь не признаёт раскольнический епископат в качестве православного епископата, а раскольническое духовенство в качестве православного духовенства, поскольку принадлежащие к крылу Денисенко получили «существование» от изверженного из сана, отлученного от Церкви и находящегося под анафемой архиерея (факт, который и сам Патриарх Варфоломей официально признавал в своё время), а принадлежащие к группировке Малетича лишены апостольского преемства и священства в целом. Никаким документом, ни одним, как говорится, росчерком пера, невозможно превратить то, что было — в не бывшее, и не сущее — в сущее. Следовательно, Сербская Церковь не признаёт, что господин или гражданин Думенко (Епифаний) является даже архиереем, и уж тем более предстоятелем автокефальной Церкви (эту последнюю должность, за ним не признает даже его «духовный отец» господин или гражданин Денисенко, «действительный предстоятель», пожизненный к тому же «патриарх»).
  1. И, наконец, Сербская Церковь закономерно вынуждена рекомендовать своим Преосвященным иерархам и честным клирикам воздерживаться от литургического и канонического общения не только с вышеуказанным г. Епифанием (Думенко) и иже с ним, но и с сослужащими и имеющими с ними общение архиереями и клириками, согласно принципу священных канонов о том, что сообщающийся с отлученными от общения и сам становится вне общения.

***

Сербская Православная Церковь просит и умоляет Святейшего Патриарха Константинопольского пересмотреть принятые им до сего дня решения и восстановить прежний благословенный мир и единство Поместных святых Божиих Церквей, потому что нет ничего столь необходимого и драгоценного, как любовь, мир и единомыслие между братьями.

https://mospat.ru/ru/2019/02/28/news170942/

— 

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
+7 (495) 781-97-61

Митрополит Иларион: Главная задача, которая поставлена Патриархом, — чтобы Церковь была обращена к людям

Москва, 3 февраля. «Главная стратегическая задача, которая ставится Патриархом перед всеми нами, — чтобы Церковь была обращена к людям, служила людям», — об этом в эфире передачи «Церковь и мир» сказал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

При Патриархе Кирилле увеличились масштабы благотворительной деятельности Церкви, отметил глава ОВЦС: «Синодальный отдел по делам благотворительности сегодня курирует огромное количество благотворительных учреждений — это детские дома, хосписы, сиротские приюты при монастырях и многое другое. Патриарх всегда обращает внимание на то, что Церковь должна быть с людьми, особенно тогда, когда им тяжело, когда они попадают в беду, причем вне зависимости от вероисповедания».

В отличие от организаций, которые ставят своей целью обслуживание собственных интересов, Церковь должна жить жизнью людей, подчеркнул митрополит Иларион. Он напомнил, что Патриарх призывает к тому, чтобы священники обязательно были там, где случилась беда, чтобы они помогали страдающим и поддерживали их. Представители Церкви принимают участие в помощи людям при стихийных бедствиях: наводнениях, пожарах, обрушениях зданий. «Всегда там находятся священники, которые выполняют самую разнообразную работу — от участия в спасательных работах до разного рода психологической помощи. И это лишь один из аспектов служения Церкви», — сказал Владыка.

Митрополит Иларион: Главная задача, которая поставлена Патриархом, — чтобы Церковь была обращена к людям

Москва, 3 февраля. «Главная стратегическая задача, которая ставится Патриархом перед всеми нами, — чтобы Церковь была обращена к людям, служила людям», — об этом в эфире передачи «Церковь и мир» сказал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

При Патриархе Кирилле увеличились масштабы благотворительной деятельности Церкви, отметил глава ОВЦС: «Синодальный отдел по делам благотворительности сегодня курирует огромное количество благотворительных учреждений — это детские дома, хосписы, сиротские приюты при монастырях и многое другое. Патриарх всегда обращает внимание на то, что Церковь должна быть с людьми, особенно тогда, когда им тяжело, когда они попадают в беду, причем вне зависимости от вероисповедания».

В отличие от организаций, которые ставят своей целью обслуживание собственных интересов, Церковь должна жить жизнью людей, подчеркнул митрополит Иларион. Он напомнил, что Патриарх призывает к тому, чтобы священники обязательно были там, где случилась беда, чтобы они помогали страдающим и поддерживали их. Представители Церкви принимают участие в помощи людям при стихийных бедствиях: наводнениях, пожарах, обрушениях зданий. «Всегда там находятся священники, которые выполняют самую разнообразную работу — от участия в спасательных работах до разного рода психологической помощи. И это лишь один из аспектов служения Церкви», — сказал Владыка.

Митрополит Иларион: При Патриархе Кирилле церковная жизнь получила второе дыхание

 

Москва, 3 февраля. По просьбе ведущей телепередачи «Церковь и мир» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион поделился личными воспоминаниями о том, как 10 лет назад проходил Поместный Собор Русской Православной Церкви, избравший на Предстоятельское служение Святейшего Патриарха Кирилла.

«Я тогда был епископом Венским и Австрийским и приехал в Москву за некоторое время до начала Поместного Собора, который должен был избрать нового Патриарха, — рассказал митрополит Иларион. — Мое первое впечатление было следующее: я взял такси из аэропорта для того, чтобы доехать до дома. Водитель такси узнал во мне священнослужителя и спросил, для чего я приехал. Я сказал, что мы приехали выбирать Патриарха. На что последовал вопрос: «А разве есть у Кирилла какие-то конкуренты?» Мне показалось знаменательным то, что простой водитель такси задает такой вопрос. На самом деле подобного рода вопросы задавали многие люди в Церкви, потому что для всех было очевидно, что митрополит Кирилл — человек, которого Промысел Божий готовил к тому, чтобы воспринять Патриаршество после кончины Святейшего Патриарха Алексия II».

Владыка напомнил, что наибольшее число голосов во время голосования на Поместном Соборе получил митрополит Кирилл, ныне Патриарх Московский и всея Руси; за ним с большим отрывом шел митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии. «Были еще кандидаты, получившие какое-то количество голосов, но снявшие свои кандидатуры, в том числе покойный Блаженнейший митрополит Киевский Владимир, который получил поддержку многих украинских архиереев. Он заявил о самоотводе и сказал, что он снимает свою кандидатуру в пользу Патриаршего местоблюстителя, то есть в пользу митрополита Кирилла», — сказал архипастырь.

Говоря об историческом контексте, в котором проходили в 2009 году выборы Предстоятеля Русской Православной Церкви, митрополит Волоколамский Иларион упомянул о том, что кончина Святейшего Патриарха Алексия II была неожиданной для многих. «Время его Патриаршества — почти двадцать лет — было ознаменовано беспрецедентным развитием церковной жизни: строились новые храмы, возникали новые духовные учебные заведения, новые монастыри. Когда Святейший Патриарх Алексий скончался, многие говорили: а чем же будет заниматься новый Патриарх, когда все уже сделано? Храмы повсюду построены, монастыри функционируют, и духовные школы открыты. Но оказалось, что Патриарх Кирилл пришел со своей очень четко продуманной программой, и его Патриаршество придало второе дыхание развитию церковной жизни», — засвидетельствовал иерарх.

Преобразования, которые Святейший Патриарх Кирилл произвел в первые годы своего Патриаршества, касались системы церковного управления в центре и на местах, отметил глава ОВЦС: «Эти преобразования были направлены на то, чтобы повсюду оживить церковную жизнь. Самым главным из этих преобразований стало значительное увеличение число епархий в России и в целом ряде других государств, входящих в сферу канонической ответственности Русской Православной Церкви».

При приснопамятном Патриархе Алексии было построено очень много храмов, но многими епархиями было сложно управлять из-за огромных расстояний между приходами, рассказал митрополит Иларион. Многочисленные поездки по стране дали новоизбранному Патриарху Кириллу «очень ясное и глубокое представление о том, как живут верующие», — подчеркнул он.

В результате у Святейшего Патриарха возникла идея, которую поддержали члены Священного Синода: сделать так, чтобы на месте одной крупной епархии были созданы несколько епархий, объединенных в митрополии.

Как отметил Владыка, так была создана система, о которой задумывался еще Поместный Собор 1917-1918 годов, но ее невозможно было воплотить в жизнь ни в советское время, ни в 90-е годы, ни в 2000-е: «При Патриархе Кирилле это стало возможно. Такое решение придало совершенно новый импульс развитию церковной жизни, потому что епархиальные центры появились там, где их никогда не было. Соответственно, появились новые епископы, стали создаваться новые приходы, и действительно церковная жизнь получила второе дыхание».

Митрополит Иларион: При Патриархе Кирилле церковная жизнь получила второе дыхание

 

Москва, 3 февраля. По просьбе ведущей телепередачи «Церковь и мир» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион поделился личными воспоминаниями о том, как 10 лет назад проходил Поместный Собор Русской Православной Церкви, избравший на Предстоятельское служение Святейшего Патриарха Кирилла.

«Я тогда был епископом Венским и Австрийским и приехал в Москву за некоторое время до начала Поместного Собора, который должен был избрать нового Патриарха, — рассказал митрополит Иларион. — Мое первое впечатление было следующее: я взял такси из аэропорта для того, чтобы доехать до дома. Водитель такси узнал во мне священнослужителя и спросил, для чего я приехал. Я сказал, что мы приехали выбирать Патриарха. На что последовал вопрос: «А разве есть у Кирилла какие-то конкуренты?» Мне показалось знаменательным то, что простой водитель такси задает такой вопрос. На самом деле подобного рода вопросы задавали многие люди в Церкви, потому что для всех было очевидно, что митрополит Кирилл — человек, которого Промысел Божий готовил к тому, чтобы воспринять Патриаршество после кончины Святейшего Патриарха Алексия II».

Владыка напомнил, что наибольшее число голосов во время голосования на Поместном Соборе получил митрополит Кирилл, ныне Патриарх Московский и всея Руси; за ним с большим отрывом шел митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии. «Были еще кандидаты, получившие какое-то количество голосов, но снявшие свои кандидатуры, в том числе покойный Блаженнейший митрополит Киевский Владимир, который получил поддержку многих украинских архиереев. Он заявил о самоотводе и сказал, что он снимает свою кандидатуру в пользу Патриаршего местоблюстителя, то есть в пользу митрополита Кирилла», — сказал архипастырь.

Говоря об историческом контексте, в котором проходили в 2009 году выборы Предстоятеля Русской Православной Церкви, митрополит Волоколамский Иларион упомянул о том, что кончина Святейшего Патриарха Алексия II была неожиданной для многих. «Время его Патриаршества — почти двадцать лет — было ознаменовано беспрецедентным развитием церковной жизни: строились новые храмы, возникали новые духовные учебные заведения, новые монастыри. Когда Святейший Патриарх Алексий скончался, многие говорили: а чем же будет заниматься новый Патриарх, когда все уже сделано? Храмы повсюду построены, монастыри функционируют, и духовные школы открыты. Но оказалось, что Патриарх Кирилл пришел со своей очень четко продуманной программой, и его Патриаршество придало второе дыхание развитию церковной жизни», — засвидетельствовал иерарх.

Преобразования, которые Святейший Патриарх Кирилл произвел в первые годы своего Патриаршества, касались системы церковного управления в центре и на местах, отметил глава ОВЦС: «Эти преобразования были направлены на то, чтобы повсюду оживить церковную жизнь. Самым главным из этих преобразований стало значительное увеличение число епархий в России и в целом ряде других государств, входящих в сферу канонической ответственности Русской Православной Церкви».

При приснопамятном Патриархе Алексии было построено очень много храмов, но многими епархиями было сложно управлять из-за огромных расстояний между приходами, рассказал митрополит Иларион. Многочисленные поездки по стране дали новоизбранному Патриарху Кириллу «очень ясное и глубокое представление о том, как живут верующие», — подчеркнул он.

В результате у Святейшего Патриарха возникла идея, которую поддержали члены Священного Синода: сделать так, чтобы на месте одной крупной епархии были созданы несколько епархий, объединенных в митрополии.

Как отметил Владыка, так была создана система, о которой задумывался еще Поместный Собор 1917-1918 годов, но ее невозможно было воплотить в жизнь ни в советское время, ни в 90-е годы, ни в 2000-е: «При Патриархе Кирилле это стало возможно. Такое решение придало совершенно новый импульс развитию церковной жизни, потому что епархиальные центры появились там, где их никогда не было. Соответственно, появились новые епископы, стали создаваться новые приходы, и действительно церковная жизнь получила второе дыхание».

Направление «Церковь и молодежь» состоится в рамках XXVII Международных  Рождественских образовательных чтений

Москва, 25 января. В рамках XXVII Международных  Рождественских образовательных чтений, проходящих в этом году на тему «Молодежь: свобода и ответственность», одним из ключевых направлений станет направление «Церковь и молодежь», курируемое профильным Синодальным отделом по делам молодежи.

В рамках направления состоится Международная конференция «Перспективы и возможности развития Всецерковного  православного молодежного движения (ВПМД)», в ходе которой будет представлен обширный отечественный и зарубежный опыт молодежной деятельности.

Конференцию возглавит и.о. председателя Синодального отдела по делам молодежи протоиерей Кирилл Сладков. В своем докладе он представит предстоящие этапы развития Движения.  С приветственными словами обратятся глава Росмолодежи Александр Бугаев и руководитель ВВПОД «ЮНАРМИЯ» Роман Романенко.

Среди участников — представители Российского Движения Школьников, Совет по делам молодежи при Патриархе Московском и всея Руси. Также будут представлены ведущие волонтерские организации России «Волонтеры-Медики», «Православные Добровольцы» и другие  военно-патриотические, светские и православные молодежные организации.

Время проведения: 28 января, 10:00–12:00

Тему конференции продолжит секция «Организация молодежного служения в Самоуправляемых Церквях Экзархатах, Митрополичьих округах и зарубежных епархиях», где пройдет презентация и обсуждение оригинальных молодежных проектов.

Время проведения: 28 января, 12:30–14:00.

Место проведения: ул. Волхонка д. 15, Храм Христа Спасителя, Красный зал (вход с Пречистенской набережной).

Для аккредитации СМИ необходимо отправить заявку с указанием ФИО, наименования СМИ, должности и списка техники на почту Службы коммуникаций СинОДМ: prpravmol@gmail.com, либо по телефону: +7 (985) 439-55-99

Ознакомиться с полной программой направления «Церковь и молодежь» можно на сайте Синодального отдела по делам молодежи.

— 

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
+7 (495) 781-97-61

Митрополит Иларион: Верховная Рада Украины пытается придать вид законности захватам храмов канонической Церкви

Москва, 27 января. «Законодательные инициативы, которые давно озвучивались, а теперь были приняты, направлены на то, чтобы максимально облегчить процесс захвата храмов и монастырей Украинской Православной Церкви и придать ему вид законности», — подчеркнул председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, комментируя в эфире телепрограммы «Церковь и мир» принятый недавно Верховной Радой Украины законопроект № 4128 «Об изменении юрисдикций религиозных общин», а также закон, предусматривающий принудительное переименование канонической Церкви.

«Такие захваты уже происходят, но до настоящего времени, если они оспаривались в судебном порядке, как правило, община Украинской Православной Церкви выигрывала судебный процесс, — напомнил председатель ОВЦС. — Сейчас законодательство изменено таким образом, чтобы выиграть суд стало гораздо труднее».

Опасность нового закона в том, что он не оговаривает, кто именно является членом церковной общины, констатировал митрополит Иларион. «Любая группа людей может объявиться на каком-нибудь приходе, захватить здание храма и сказать, мол, мы являемся церковной общиной этого прихода. И нет механизма, который позволил бы отделить реальных членов этой общины от тех, кто себя таковыми провозгласят. Нет никаких списков этих общин, нет каких-либо взносов, которые платят члены общины. Поэтому здесь открывается очень широкое пространство для произвола», — сказал иерарх.

То же можно сказать и о принятом немного ранее законе, в рамках которого власти собираются принудить Украинскую Православную Церковь к переименованию, а значит, и перерегистрации всех ее монастырей и приходов. «Это создаст дополнительные возможности для власти оказывать давление на священников и прихожан теперь уже в каждом конкретном случае и по поводу каждого конкретного храма, прихода или монастыря», — считает глава ОВЦС.

«Гонение на каноническую Церковь, которое сегодня осуществляется, беспрецедентно по своим масштабам и по тому уровню давления, которому подвергаются на местах архиереи, священники и православные верующие», — добавил он.

— 

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
+7 (495) 781-97-61

Митрополит Волоколамский Иларион: Если бы церковные границы соответствовали границам государственным, число Поместных Церквей приблизилось бы к количеству стран-членов ООН

 

Москва, 27 января. Большинство Поместных Православных Церквей существуют в исторических границах, которые складывались на протяжении веков, и каноническая территория некоторых из них распространяется на, по крайней мере, несколько существующих государств, напомнил митрополит Волоколамский Иларион в эфире программы «Церковь и мир». Так председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата прокомментировал высказывание президента Сирии Башара Асада, заявившего о предпринимаемых попытках разделения Антиохийской Церкви в Ливане и Сирии по аналогии с созданием раскольнической церковной структуры на Украине.

 

«Если взять за основу принцип соответствия границ церковных государственным границам, то на территории Сирии и Ливана должны быть две Церкви, а не одна, на территории Израиля, Палестины и Иордании — три Церкви, а не один Иерусалимский Патриархат, на территории Африки — 54 Церкви, а не один Александрийский Патриархат, — сказал глава ОВЦС. — Но в таком случае количество Поместных Православных Церквей будет не четырнадцать или пятнадцать, а примерно столько же, сколько стран в составе ООН».

 

Он подчеркнул, что Православная Церковь никогда не была устроена по такому принципу: «Есть национальные Церкви, которые находятся в границах одного государства, например, Кипрская Православная Церковь, Албанская Православная Церковь, Румынская Православная Церковь. Но большинство Православных Церквей существуют в тех исторических границах, которые складывались на протяжении веков и которые сейчас охватывают, по крайней мере, несколько существующих государств. Это, например, Православная Церковь Чешских земель и Словакии, Сербский Патриархат, который включает в себя республики бывшей Югославии, а также уже упомянутые мной Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский Патриархаты».

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
+7 (495) 781-97-61

Афон отказался участвовать в «интронизации» главы ПЦУ

 

Москва, 29 января. Священный Кинот Святой горы Афон ответил отказом Патриарху Константинопольскому Варфоломею, который просил направить делегацию на «интронизацию» главы «православной церкви Украины» Епифания.

 

13 из 20 афонских монастырей проголосовали против участия в церемонии, сообщает греческое агентство церковных новостей «Ромфея».

 

Тем самым, как отмечается в публикации, Афон решил сохранять «равновесие», воздержавшись от поддержки той или иной стороны конфликта вокруг ПЦУ.

 

Священному Киноту принадлежит верховная власть на Афоне, который находится под юрисдикцией Константинопольского Патриарха.

 

«Интронизация» Епифания состоится в Софийском соборе в Киеве 3 февраля.

 

ПЦУ была образована 15 декабря на «объединительном соборе» в украинской столице. Мероприятие прошло при участии президента страны Петра Порошенко и представителей Константинополя. В новообразованную структуру вошли представители двух раскольнических организаций — «Киевского патриархата» и «Украинской автокефальной православной церкви».

 

ПЦУ до сих пор не получила признания ни одной из Поместных Православных Церквей. Ни одна из них также не подтвердила участие своих представителей в «интронизации».

 

http://jesus-portal.ru/life/news/afon-otkazalsya-uchastvovat-v-intronizacii-glavy-pcu/

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
+7 (495) 781-97-61

В Пензенской епархии состоится открытие Семейного православного театра

4 марта 2019 года в 18:00 в Центре культуры и досуга города Пензы (ул. Ленина, 11а) состоится открытие Семейного православного театра. В праздничном концерте примут участие Архиерейский детский хор, театральная воскресная школа «Горлица», Школа Русского Балета г. Пензы, цирковая студия «Калейдоскоп».

Вход по пригласительным билетам, которые можно получить бесплатно.

По всем интересующим вопросам обращаться по телефону: 8 (963) 106-12-13, Галина Медведева.

 

22-23.01.19 в Сергиевской церкви села Головинщино Каменского благочиния состоялась благотворительная акция: многодетным и малообеспеченным прихожанам была оказана вещевая помощь-была роздана одежда для взрослых и детей, игрушки,  детские вещи,книги.
За последние полгода это уже вторая подобная акция, которая пользуется большой популярностью среди прихожан храма и жителей окрестных сел.

                                                                               

Перед праздником

Владимир Легойда: Нужно культивировать представление, что власть — это служение народу

Почему молодежи важно научиться быть не только свободной, но и ответственной, зачем официальному представителю Русской Православной Церкви свой Telegram-канал и как не попасться на удочку мошенников, предлагающих молебны онлайн, в интервью ТАСС в преддверии открытия XXVII Международных Рождественских образовательных чтений рассказал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям с обществом и СМИ Московского Патриархата Владимир Легойда.

— Владимир Романович, два года назад темой чтений были уроки Революции 1917 года, и тогда вы высказали надежду, что наша история будет нас больше объединять, чем разъединять. Удалось нам продвинуться на этом пути?

— Это не так просто сделать за год-два или даже за десять лет. Но мне хочется надеяться, что то, как у нас прошел 2017 год, отчасти помогло в эту сторону двигаться. При этом мне думается, что нас сегодня в гораздо большей степени разъединяет не история, а современность: социальное расслоение, связанная с ним несправедливость и унижение богоданного достоинства человека. Церковь не призывает установить всем равные зарплаты, ведь люди разные, таланты тоже, наверное, и доходы естественным образом будут разными. Но сегодня такое расслоение, что люди живут просто в разных мирах: для одного тысяча рублей — ощутимая сумма в месячном бюджете, а для другого эти деньги незаметны — один завтрак в ресторане обходится дороже.

— Отсюда, наверное, и возникают истории, когда, помните, министр труда, занятости и миграции Саратовской области заявила, что для нормального питания в течение месяца достаточно 3,5 тыс. рублей, а «макарошки всегда стоят одинаково».

— Этот и другие подобные примеры — очень тревожный сигнал. Люди, которые позволяют себе так говорить, не должны работать во власти. В обществе в целом как-то не культивируется понимание того, что власть — это служение народу. Поэтому некоторые и рассматривают свою должность как средство обслуживания самого себя. При этом, как и везде, люди во власти очень разные. Безусловно есть и те, для кого работа — прежде всего, служение людям. Без этого любая элита, политическая ли, интеллектуальная, превращается в зазнавшихся временщиков.

— Сейчас бурно обсуждается законопроект об оскорблении госсимволов и институтов власти в интернете, который изначально был расценен как запрет на любую критику действий представителей власти. Как вы относитесь к наказанию за такие деяния?

— Я уже выражал свое мнение в социальных сетях. Мне представляется, что если уж вводить такие меры, то непременно параллельно с установлением неотвратимой для чиновника ответственности за оскорбление народа. Высказывание, которое вы вспомнили в предыдущем вопросе, и подобные ему высказывания последнего времени указывают на служебное несоответствие и не должны оставаться без последствий для тех, кто позволяет себе так разговаривать с людьми.

— Тема Рождественских чтений в этом году — «Молодежь: свобода и ответственность». Вы работаете со студентами в МГИМО, чего сегодня в них больше: свободы или ответственности?

— Я думаю, что, конечно, свободы. С одной стороны, это очень хорошо. Но с другой — есть нюансы. Приведу один говорящий пример. Я не пускаю на свои лекции опоздавших, потому что это мешает учебному процессу. Как-то мне студенты сказали, что они со мной не согласны и что я чуть ли не ввожу «полицейские порядки». Мой аргумент был прост: если бы я просил их приходить за пять-десять минут до начала занятия, то это было бы нарушением их прав и правил. Альтернатива — просто приходить вовремя, если есть желание учиться. Я всегда предупреждаю об этом на первом занятии, а со второго правила начинают действовать.

Второй показательный пример: на первом курсе моего журналистского мастер-класса есть учебное задание «Интервью про интервью». Я договариваюсь с мэтрами журналистики о том, что они поговорят со студентами, поделятся секретами мастерства. Подчеркиваю, речь идет о студентах первого курса. Среди интервьюируемых были и Владимир Познер, и Андрей Максимов, и Андрей Ванденко, и многие другие очень известные и просто известные журналисты. И когда мне студентка сообщает, что в течение недели еще не позвонила своему герою («не успела»), то я просто не понимаю, как такое возможно. Вот вам два примера про свободу и ответственность. У нас, советских школьников, скорее, был перекос сторону гипертрофированной ответственности при большем страхе и меньшем осознании свободы. Последняя, разумеется, не менее важна, чем первая.

— А как правильно?

— В христианском понимании эти характеристики связаны союзом «и»: нет подлинной свободы без ответственности. Как говорил святой Августин: «Люби Бога и делай, что хочешь». Современным человеком свобода понимается прежде всего как свобода выбора: сделаю — не сделаю, куплю — не куплю. Но в христианстве свобода прежде всего понимается как свобода от греха. Что это такое? А это, если угодно, возможность смотреть на мир и на других людей глазами Бога, как говорил один замечательный священник, к сожалению, недавно умерший. Что это за взгляд? Это взгляд, полный любви, которая освобождает человека от страстей и рабства греху. Думаю, это и станет одной из тем Рождественских чтений.

— Больше молодежи стало приходить в храм, по вашим наблюдениям? Как привлекать молодых людей?

— На рождественских службах в этом году священники отмечали, что стало больше людей вообще и больше молодежи. Конечно, это не повод для какого-то триумфализма. Не в количественной стороне дело, хотя и на это нельзя не обращать внимание. Все-таки христианство, как и любая религия, это вера, требующая воли.

Вера — удел сильного человека. Именно такая живая вера, а не просто причисление себя к какому-то сообществу или посещение храма. Для моего поколения и тем более для тех, кто старше, ходить в церковь — значило бросить определенный вызов обществу, вызов общему атеистическому настрою… Сегодня молодым важно осознать, что церковь — это не еще один клуб по интересам, а путь ко Христу, позволяющий менять свою жизнь, состояние своего сердца. Церковь говорит с человеком о том, о чем с ним больше никто не будет говорить. Замечательный философ Алексей Федорович Лосев говорил, что религия — это самореализация личности в вечности. Церковь привлекает тем, что она с человеком говорит о вечности. Не просто о профессии, искусстве или науке, а о вечности. И о взгляде на всю нашу жизнь с этих позиций.

— С подростками, наверное, сложно говорить об этой категории?

— Нет. Не сложно, потому что центральная проблема любой религии — проблема смерти. А это как раз проблема, которая бьет по башке человека примерно в подростковый период, когда он вдруг понимает, что когда-то умрет. Поэтому говорить о религии можете с кем угодно, вопрос — как. Это как преподавать. Когда можно начинать преподавать литературу, математику, историю религий, если хотите? Да когда угодно, вопрос в том, что нужно для каждого возраста находить свой способ разговора.

— В последнем нашем разговоре мы говорили о том, что нынешнее молодое поколение — это поколение дизайна…

— Это слова Эдуарда Боякова, который недавно стал художественным руководителем МХАТ имени Горького.

— Соответственно, это поколение, которое любит красиво упакованную информацию. Вы ведете свой личный Telegram-канал. Как вы оцениваете этот инструмент взаимодействия с аудиторией?

— Я им пользуюсь, потому что вижу: мессенджеры набирают обороты. Многие люди, в первую очередь молодые, вообще переходят на этот способ получения информации. Если раньше человек смотрел, условно, топ новостей «Яндекса», то сейчас уже и это не нужно, вся информация, все новости есть в мессенджерах.

Для Церкви здесь нет ничего необычного: есть новая площадка, туда приходит аудитория, значит, мы там должны быть. Но я по-прежнему считаю, что Telegram-каналы, особенно анонимные, поймали эту волну в силу того, что у определенной части аудитории довольно высокий уровень недоверия к традиционным СМИ. Действует установка, что «телевидение все время врет», что «там одна пропаганда и ложь», которая неверна. И одновременно сильно занижена критичность по отношению к тем же Telegram-каналам.

Кстати, обратите внимание, что, в отличие от социальных сетей, в мессенджерах, как правило, нет обратной связи, комментариев, то есть там невозможна дискуссия. Это такой «эффект энциклопедии»: раз написано, значит, так и есть на самом деле. Не будешь же спорить со статьей в энциклопедии! Вот и выходит, что во многих каналах присутствуют церковные темы, но практически отсутствует серьезная аналитика или даже качественное информирование на религиозную тему. Поэтому мы должны сами давать достоверную информацию, используя это средство.

— Может, Telegram-канал надо завести каждой епархии? Ведь был же призыв организовать официальные страницы в соцсетях несколько лет назад.

— Да, мы сами всегда ратовали за них, требовали даже, и проверяли, и помогали, и мастер-классы были. Но официальные страницы епархий в соцсетях никогда не будут популярными, это в первую очередь летопись… В основном социальные сети работают у персоналий. Посмотрите, у нас ведь есть успешные страницы архиереев. Но именно архиереев и священников, а не епархий или отделов. Другое дело, что это должно быть органично. Когда за человека кто-то ведет страницу и пытается создать впечатление, что человек ведет ее сам, это практически сразу видно.

Вот ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий ведет замечательный Telegram-канал, в десятку. При этом он пишет не обо всем на свете, но о жизни академии, и обращается в своих записях, прежде всего, к семинаристам. Но подписчиков у него значительно больше, чем студентов. Потому что его читают не только студенты, но и те, кому интересна жизнь семинарий и жизнь церкви.

— Еще один вопрос, связанный с представительством церкви в интернете. Есть такие сайты, как «Молебен-онлайн», и другие, где, как оказалось, можно выбрать конкретный храм, кликнув на картинку, заказать требу, сорокоуст, за здравие, за упокой. Гибкая система оплаты. Есть сайты, которые предлагают молиться и исповедоваться онлайн. Как вы к этому относитесь?

— В определенных случаях можно воспользоваться заказом записок онлайн, но эти сервисы не заменяют церковной жизни, молитвы в храме, участия в таинствах. Если человек заказывает требу, придавая этому не больше значения, чем заказу пиццы, то это пародия на духовную жизнь. Современные технологии хотят затащить человека в виртуальность, а церковь говорит, что Божий мир материален, как и человек, и его не заменят правильно подобранные пиксели на экране монитора или гаджета. Исповедь онлайн и технологическое движение к какому-то подобию виртуальной церкви уводит человека от реальной духовной жизни.

Другая проблема — мошенничество, за 2018 год мы обнаружили около 20 сайтов, обманывающих своих посетителей. Думаю, что на самом деле таких сервисов еще больше. Деятельность сайтов такого рода может быть и частично мошеннической, поскольку неизвестно, в каком объеме такие сайты передают собранные в пользу храмов и монастырей пожертвования. В большинстве случаев такие сайты не имеют никаких письменных соглашений с храмами и монастырями. Если уж кто-то не может заказать требу лично, то лучше воспользоваться официальной страницей храма или монастыря, а не частным сервисом, который к тому же еще берет комиссию, в том числе скрытую.

Не стоит забывать, что нет никакой разницы — поминают тебя за литургией на Афоне, Валааме или в Бирюлево. Совершенно никакой. Одно дело — подача записок в местах паломничества: да, это может быть маленьким подвигом, трудами по путешествию в святое место. А когда ты зашел, кликнул и думаешь, что в известных монастырях литургия «сильнее», то это заблуждение. Евангелие нам говорит: «Царство Божьей силой берется», — а здесь какие усилия?

— Минувший год стал для Русской Православной Церкви и ее верующих непростым, я имею в виду ситуацию на Украине. Что сейчас происходит в мировом православии, с вашей точки зрения?

— Что касается ситуации на Украине и в мировом православии в целом, то, она, конечно, печальная. Это действительно очень серьезное испытание, и недаром его нередко сравнивают с ситуацией раскола 1054 года. Но важно понимать, что здесь Русская Церковь не могла поступить иначе, когда Константинопольский Патриархат принял в общение нераскаянных раскольников. Это было бы предательством истины.

После апреля 2018 года Патриарх Константинопольский Варфоломей последовательно отказывался от своих слов и позиции своей Церкви: начиная грамотой 1686 года и заканчивая до недавнего времени признанием им единственной канонической структурой Украинской Православной Церкви. И вот в итоге дают автокефалию, которая по формальным признакам никакой автокефалией не является, что для всех очевидно. Ведь у канонической Украинской Православной Церкви больше прав, чем у так называемой автокефальной церкви, которая сейчас создана. Она не может и шагу ступить без Константинопольского Патриархата.

Чего сама того не желая добилась украинская власть, так это сплочения паствы канонической Церкви и духовенства на Украине перед лицом грубейшего давления государства и фанарских деятелей. Бог поругаем не бывает.

— Можно ли прогнозировать какие-то агрессивные действия в отношении церковной недвижимости?

— Тут и прогнозировать не нужно. Каждый день получаем информацию о том, что какой-то храм захвачен или была попытка захвата.

— А что же делать?

— Ну, во-первых, всегда пытаться действовать в правовом поле, хотя мы понимаем, что, к сожалению, сегодня на Украине далеко не всегда работает. Впрочем, остаются еще международные правозащитные структуры, которые неподвластны украинской власти.

Во-вторых, нужно свидетельствовать о беззаконии перед всем миром, не замалчивать страданий верующих, не делать вид, как будто ничего не происходит. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обращается с письмами самым уважаемым религиозным лидерам, к главам государств и международных организаций. Все должны знать о нарушениях религиозных прав. На рассмотрение наших обращений нужно время, и мы ждем ответов.

— А чем обусловлено затянувшееся молчание Поместных Церквей?

— Вы знаете, на это можно смотреть по-разному. С одной стороны, нет пока публично выраженной оценки действий Фанара. А с другой стороны, посмотрите, это молчание такое громкое: новообразованная структура не получила выражения поддержки ни от одной Поместной Церкви ни в какой форме, включая поздравления с созданием и поздравления «предстоятелю» с избранием. Те, кто высказался публично, давали негативные оценки: Антиохийская Церковь, Сербская, Польская… Они говорят о невозможности признания того, что и как было сделано. Такая реакция как раз демонстрирует, что позиция Константинополя не находит поддержки.

— В феврале будет отмечаться десятилетие со дня интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. У вас в марте тоже большая дата, десять лет как вы возглавили Синодальный отдел. Впервые мирянина назначили на такую должность. Как вам работается со Святейшим? Какие изменения произошли за эти годы?

— Когда Патриарх меня позвал и состоялся наш первый разговор, я сказал ему, что для меня это большая честь и радость. Ничего не поменялось. Я как будто несколько жизней прожил за эти десять лет, такими они были насыщенными и интересными…

— Жалели, что не возглавляете больше кафедру журналистики МГИМО?

— То, что кафедру не возглавляю, не жалел. А вот если бы мне не удавалось преподавать, конечно, жалел бы. Но Святейший еще во время нашего первого разговора сказал, даже без моего вопроса, что преподавание остается, журнал «Фома» остается. Конечно, я сейчас не могу участвовать в жизни редакции, как раньше, но тем не менее. А преподавательская нагрузка у меня в небольшом объеме сохраняется, ведь опыт преподавания важен и для работы в Церкви. Я намного хуже чувствовал бы ситуацию, ту же молодежь, если бы не преподавал. А изменения колоссальные произошли. Я могу сказать, что по цифрам за десять лет в десять раз выросло количество материалов СМИ про Церковь.

— Это непосредственно плоды вашей работы?

— Это плоды жизни Церкви в первую очередь. Результат усилий Святейшего Патриарха. Наверное, свою лепту внес и наш отдел. Подчеркну, что, исключая некоторые периоды, процент негатива не меняется. Это не более 3–5%. Но самое главное изменение происходит в сердце человека, а изменившийся человек меняет жизнь вокруг себя. Многие церковные инициативы за эти годы очень ярко проявились. Социальное служение, образование, миссия в армии и местах лишения свободы, информационная работа… Мы исходим из того, что вся эта работа — не только свидетельство об истине и забота о спасении человека, но и орудие преображения окружающего мира, попытка сделать его справедливее и добрее. Одно от другого неотделимо.

— Если вернуть вам ваш первый вопрос, который вы задаете героям своей авторской программы «Парсуна», как бы вы представили себя, сказав самое важное о себе?

— Человек, надеющийся на милосердие Божие.

ТАСС